Понятие “Дорога”

 

“Дорога” – обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС (транспортных средств) полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам  объединены в три группы:

группа А – автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3 000 авт./сут.; в городах и населенных пунктах – магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;

группа Б – автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1 000 до 3 000 авт./сут.; в городах и населенных пунктах – магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения;

группа В – автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1 000 авт.сут.; в городах и населенных пунктах – улицы и дороги местного значения.

Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения вплоть до полного запрещения движения.

 

Покрытие проезжей части

 

Покрытие проезжей части не должно иметь посадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение ТС с разрешенной ПДД РФ скоростью .

Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации согласно ГОСТ Р50597-93 не должны превышать от 5 до 10 суток.

  • предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине – 60 см. и глубине – 5 см.;
  • ровность покрытия проезжей части должна соответствовать таблице 1:
  • коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной ПДД РФ скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шинойбез рисунка протектора и 04-шиной, имеющей рисунок протектора.

Таблица 1

 

Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам Состояние покрытия по ровности
Показатель ровности по прибору ПКРС-2, см/км, не более Число просветов под 3-метровой рейкой, %, не более
А 660 7
Б 860 9
В 1200 14

 

Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, устанавливают с момента обнаружения этих причин и оно не должно превышать значений приведенных в таблице 2

Таблица 2

 

Работы по повышению сцепных качеств покрытия Время, необходимое для выполнения работ, сут, не более
1 Устранение скользкости покрытия, вызванной выпотеванием битума 4
2 Очистка покрытия от загрязнений 5
3 Повышение шероховатости покрытия 15

 

Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик равны 4-6 часам. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки – с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

  • люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия 2,0 см.
  • дождеприемники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008. Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см;
  • устранение недостатков следует осуществлять в течение не более суток с момента их обнаружения.

Разрушенные крыши и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более 3 ч.

Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.

На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см., а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.

Устранение указанных недостатков должно быть осуществлено в течение не более 2 суток с момента их обнаружения.

 

Обочины и разделительные полосы

 

Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Возвышение обочины (разделительные полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается. Состояние укрепительных полос по степени деформации и ровности их покрытия должно соответствовать значениям, установленным для покрытия проезжей части.

Устранение дефектов укрепительной полосы следует осуществлять в течение не более 14  суток с момента обнаружения.

Повреждение грунтовых обочин (разделительных полос) не должны превышать значений, приведенных в таблице 3.

Таблица 3

 

Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам
Повреждения на 1000 кв.м покрытия, кв.м., не более Глубина повреждений, см., не более
 А  5,0  5,0
 Б  70  70
 В  15,0  10,0

 

Видимость в плане

На пересечениях автомобильных дорог в одном уровне при отсутствии застройки, должно быть обеспечено расстояние видимости в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил.

На неохраняемых железнодорожных переездах водителям ТС, находящимся на удалении не более 50 м. от ближнего рельса, должна быть обеспечена видимость приближающегося с любой стороны поезда в соответствии с нормами в таблице 4.

Таблица 4.

Скорость движения поезда, км/ч 121-140 81-120 41-80 26-40 25 и менее
Расстояние видимости, м, не менее 500 400 250 150 100

 

Требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц

Дорожные знаки:

  • Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ Р 52290-2004 и размещенными по ГОСТ Р 52289-2004 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокаций;
  • Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие;
  • Для дорожных знаков  со световозвращающей поверхностью в процессе их эксплуатации допускается снижение удельного коэффициента силы света (кд.лк-1 м2  ) не менее: 35 – для белого цвета, 20 – желтого, 6 – красного, 4 – зеленого, 2 – синего;
  • Средняя яркость элементов изображения дорожных знаков с внутренним освещением (кд. м2 ) не должна быть меньше: 90 – для белого и желтого цветов, 20 – зеленого, 10 – красного, 5 – синего. Яркость элементов черного цвета не должна превышать 4 кд. м2 ;
  • Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 – 2.7) следует осуществлять в течение 3 сут после обнаружения, а знаков приоритета – в течение суток.
  • Временно установленные знаки должны быть сняты в течение суток после устранения причин, вызвавших необходимость их установки.

Дорожная разметка:

  • Разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.
  • Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
  • Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% – термопластичными массами.
  • Светотехнические параметры дорожной разметки в процессе эксплуатации должны отвечать следующим требованиям:

– коэффициент яркости должен быть не менее значений, приведенным в таблице 5;

– коэффициент силы света (мкд.лк-1 м2) разметки, выполненной из световозвращающих материалов, должен быть не менее: 80 – для белого цвета, 48 – желтого.

  • Восстановление разметки следует проводить в соответствии с действующей технологией.

  • Коэффициент сцепления разметки должен быть не менее 0,75 значений коэффициента сцепления покрытия.

Таблица 5

Цвет Коэффициент яркости разметки, %
из обычных лакокрасочных и термопластичных материалов из лакокрасочных и термопластичных материалов со световозвращающими свойствами
Белый 48 28
Желтый 29 21

Дорожные светофоры

  • Светофоры должны соответствовать требованиям ГОСТ 25695, а их размещение и режим работы – требованиям ГОСТ 23457.
  • Отдельные детали светофора либо элементы его крепления не должны иметь видимых повреждений и разрушений.
    Рассеиватель не должен иметь трещин и сколов.
    Символы, наносимые на рассеиватели, должны распознаваться с расстояния не менее 50 м.
    Отражатель не должен иметь разрушений и коррозии, вызывающих появление зон пониженной яркости, различимых с расстояния 50 м.
  • В процессе эксплуатации допускается снижение силы света сигнала светофора в осевом направлении не более чем на 30% значений, установленных по ГОСТ 25695.
  • Замену вышедшего из строя источника света следует осуществлять в течение суток с моменту обнаружения неисправности, а поврежденной электромонтажной схемы в корпусе светофора или электрического кабеля – в течение 3 сут.

Дорожные ограждения и бортовой камень

  • Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
  • Ограждения должны быть окрашены в соответствии с ГОСТ 13508. Не требуют окраски оцинкованные поверхности ограждений.
  • Поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение 5 сут после обнаружения дефектов.
  • Не допускаются к эксплуатации железобетонные стойки и балки ограждений с раскрытой сеткой трещин, сколами бетона до арматуры, а деревянные и металлические стойки и балки – с механическими повреждениями или уменьшенным расчетным поперечным сечением.
  • Отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см.

Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения.

Сигнальные столбики и маяки

  •  Сигнальные столбики и маяки следует устанавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 23457.
  • Сигнальные столбики и маяки не должны иметь видимых разрушений и деформаций и должны быть отчетливо видны в светлое время суток с расстояния не менее 100 м.
  • Сигнальные столбики и маяки должны иметь окраску, вертикальную разметку и световозвращатели в соответствии с требованиями ГОСТ 13508.
  • Поврежденные сигнальные столбики должны быть заменены в течение 5 сут после обнаружения повреждения.
  • Замену вышедшего из строя источника света или поврежденного элемента маяка следует осуществлять в течение суток с момента обнаружения неисправности.

Наружное освещение

  • Включением наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение – в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
  • Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк.
  • Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
  • Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях – менее 50 ед/ч.
  • Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Все вроде бы написано черным по белому, НО к сожалению дороги России даже в центральной части нашей необъятной Родины оставляют желать лучшего. И есть очень много участков, которые из года в год не ремонтируются, или ремонтируются, но абы как. Можно долго и громко ругаться и ругать, но нам пришла в голову мысль обмениваться с нашими читателями теми участками, где следует быть особенно внимательными. В свою очередь мы просим Вас делиться с нами своими знаниями (пишите нам на info@orenukk56.ru).
Согласитесь знать о наличии открытого люка, или лежачего полицейского без соответствующих на то указателей это уже шанс сохранить себе подвеску, а следовательно избежать судебной волокиты и лишних трат времени и денег.

Столб на повороте

Столб на пересечении ул. Пролетарская и ул. Ноябрьскя (г.Оренбург). В условиях недостаточной видимости столб сливается с проезжей частью и его легко не заметить при совершении маневра.