Osobie otmetki udostoverenie

Проведенная в ФРГ проверка зрения у водителей непосредственно на месте ДТП показала, что у водителей, имеющих дефекты зрения и виновных в аварии, в 5-6 раз больше, чем водителей с нормальным зрением

Зрение для водителя дает 80% информации о дороге, оставшиеся 20 % мы воспринимаем за счет слуха, мышечного восприятия (осязание) и даже обоняния. Адекватно и своевременно получив и переработав этот поток информации водитель начинает действовать. В данной статье мы поговорим с Вами о зрительном восприятии при управлении автомобилем в дневное время.
Любой познавательный процесс, то есть процесс отражения окружающего нас объективного мира, начинается с ощущения, процесса отражения человеком отдельных свойств и явлений окружающей нас действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. При помощи ощущений водитель постоянно оценивает отдельные свойства предметов и явлений: форму, цвет, величину, положение подвижных и неподвижных объектов, органов управления, скорость и направление движения, звуковые сигналы.
Наше зрение обладает наибольшей пропускной способностью и может передать в мозг в 30 раз больше информации, чем наш слух, хотя зрительный сигнал достигает мозга через 0,15 сек, слуховой через 0,12 сек, а осязательный через 0,09 сек.

Такие понятия как поле зрения, острота зрения и глубинное зрение помогут нам разобраться с пространственным восприятием водителя. Разберём, что мешает и что помогает видеть!

Поле зрения – это видимое пространство, все точки которого одновременно видны при неподвижном глазном яблоке. Водитель способен «считывать» дорожную карту как центральным, так и «боковым» зрением. Не отводя  взгляда с точки «Д» (рис.1), он способен дать оценку объектам по бокам: размер, цвет, статику или их динамику, НО у большинства новичков оценка может быть ошибочной. Все дело в том, что многие обладают так называемым «туннельным зрением», то есть видят узко вперед, а не по периферии, и им нужно вертеть головой, чтобы увидеть, что происходит сбоку. Надо развивать боковое зрение и уметь переводить взгляд, не поворачивая головы.

Давайте разберем цифры:
1200     – видение двумя глазами (бинокулярное зрение) в состоянии покоя и глаз и автомобиля.
до 800  – поле зрения при скорости 20 км/ч;
до 450  – поле зрения при скорости 40 км/ч;
до 300  – поле зрения при скорости 80 км/ч;
до 22 – поле зрения при скорости 100 км/ч;
до 50    – поле зрения при скорости 160 км/ч.

За пределами этих секторов (в переферии) водитель ничего увидеть не может. В результате увеличивается опасность столкновения или наезда на объекты, которые перемещаются с обочины дороги к центру. Обзорность зависит не только от скорости, но  и от конструктивных особенностей автомобиля (размеров лобового стекла, зеркала заднего вида, высоты сиденья и возможности его регулирования). Ориентировку водителя также может затруднить загрязненные стекла, подвешенные сувениры, занавески на стеклах кабины и салона авто.
Качество восприятия при управлении авто напрямую зависит от стажа и квалификации водителя. Более опытный дифференцирует восприятие: усваивает более важную информация (знаки, пешеходы, встречное движение, попутный поток), менее важную пропускает (органы управления ТС, реклама, общение), новичку же первое время приходится воспринимать весь поток, именно поэтому важно регулировать скорость движения авто, сами устанавливайте для себя оптимальный темп работы с учетом своих возможностей и дорожной обстановки!

Острота зрения – максимальная способность различать отдельные детали объектов.  Чем дальше Вы способны видеть, тем быстрее Вы можете позволить себе ехать.

Обратите внимание, как далеко Вы смотрите, когда идёте пешком, сравните с организацией взгляда при езде на велосипеде/мопеде, а уже когда сели за руль, проанализируйте на сколько далеко следует видеть управляя авто

С точки зрения безопасности движения водитель обязан следить за четырьмя зонами осмотра:

Передняя:

1) Дальняя (расстояние, которое пройдёт авто за 30-120 сек. на конкретной скорости) – (зона Г рис.1)
2) Средняя (12-15 сек.) – (зона В рис.1)
3) Ближняя (4-6 сек.) – (зона А рис.1)

Задняя:
4) 3 зеркала заднего вида – (зона Б рис.1)

Если при скорости 50 км/ч достаточно фиксировать взгляд на 150 м., чтобы рассмотреть объекты на дороге, то при скорости 160 км/ч это расстояние увеличивается до 700 м. (примечание автора: от электрического столба до следующего столба 50 м.)

Глубинное зрение это свойство различать расстояние до различных объектов и между объектами.

Наиболее правильное восприятие пространства достигается знанием размеров предметов, часто встречающихся в пути и, конечно, вашего автомобиля. Систематическая тренировка в определении расстояния развивает глазомер.  Способность без дополнительных приборов (например, парктроника) оценивать расстояние в движении говорит о мастерстве водителя и вырабатывается со временем. Но и опытный водитель порой не сразу может сориентироваться в пространстве,  если пересаживается в авто с разными габаритами. Именно накат часов на определенном транспортном средстве влияет на восприятие, динамический глазомер и развитие глубинного зрения.

При управлении автомобилем предметы и явления иногда могут восприниматься водителем в неправильном, искаженном виде. Такое неправильное восприятие называется иллюзией.

Наиболее часто иллюзии возникают при определении размеров, предметов и направления движения.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций, при которых человек видит предметы, явления, слышит звуки, в действительности отсутствующие. Галлюцинации являются результатом болезненного состояния человека. Частота возникновения и выраженности иллюзий зависит от яркости возникающих представлений. Некоторым лицам стоит только подумать или усомниться в правильности восприятия, как возникает иллюзия. Предполагающими условиями для возникновения иллюзии у водителей являются отрицательные эмоции (неуверенность, страх, сомнение), ослабление внимания, утомление, сонливость за рулём, состояние алкогольного опьянения, неправильная рабочая поза.

В действительности водители наиболее часто встречаются с иллюзиями вследствие контрастности восприятия, иллюзии перспективы, меняющегося рельефа.

Рассмотрим некоторые примеры (больше примеров здесь):

Основными мерами борьбы с иллюзиями являются правильный режим труда и отдыха, знание водителями характера и причин возникновения у них иллюзий, выработка прочных навыков управления автомобилем и повышение уверенности в себе, изучение качеств внимания, правильное его распределение и устранение недостатков своего внимания. Для предупреждения иллюзий рекомендуются также мероприятия, направленные на снижение влияния монотонных раздражителей, вызывающих сонливость.

Качество зрительного восприятия зависит и от видимости, т.е. возможности различать особенности окружающей обстановки, обусловленную степенью освещенности предметов и прозрачностью воздушной среды. Видимость снижается в темное время суток, пасмурную, дождливую, снежную погоду.
В условиях плотного транспортного потока видимость также ограничена, движение на высоких скоростях опасно еще и из-за ограниченности возможности свободы маневра!

svetofor

Для регулирования дорожного движения были выбраны красный, зеленый и желтые цвета. Это было сделано потому, что в тумане зеленый цвет воспринимается как желтый, а желтый как красный. При такой ошибке восприятия не возникает опасности для дорожного движения. Красный же цвет имеет наибольшую длину волны, распространяется с наименьшими потерями и виден на большом расстоянии.  Поэтому красный цвет как сигнал опасности был принят вначале на железнодорожном, а затем и на автомобильном транспорте.

Обращаем Ваше внимание на нарушение зрительного восприятия в зависимости от расположения солнца и тени на дороге. Когда солнце стоит низко над горизонтом, дорога сильно блестит, что ухудшает видимость предметов, находящихся в тени. Если солнце светит в спину, то длинная тень впереди автомобиля ухудшает видимость, а зеркало заднего вида, отражая солнечные лучи, ослепляет водителя. При этом трудно различать цвета светофора, а блеск задних фонарей не дает возможность определить, горят они или нет.

Поговорим о восприятии цветных объектов подробнее. Отмечено, что движение автомобилей с темной окраской (черной или тёмно-зеленой) кажется более медленным, а расстояние до них больше, чем в действительности. Автомобили светлых цветов, и особенно красного, хорошо выделяясь на окружающем фоне, воспринимаются как находящиеся ближе и движущиеся с большей скоростью, чем на самом деле.

Датские эксперты установили, что 61,3 % столкновений происходит между авто темных цветов, 32,6 % темных со светлыми и лишь 6,1 % – светлых со светлыми. Реже всех попадают в аварию желтые автомобили.

Не все люди хорошо различают цвета. Некоторые не могут отличить красный цвет от зелёного. Люди с нарушением цветного зрения называют дальтониками. Среди мужчин они составляют 4 – 6 %, среди женщин – 0,5 %. На пешеходных переходах красный цвет сочетается со стоящим пешеходом и словом “стойте”, а зеленый с идущим пешеходом и словом “идите”. Люди с выраженным дефектом светоразличения к управлению автомобилем не допускаются.