nochnoe-zrenie

Человеческий глаз не позволяет видеть достаточно хорошо в тёмное время суток.

Основными причинами ДТП в темное время суток являются: снижение видимости, ослепление водителя светом фар встречных автомобилей, неисправность приборов освещения или неправильное пользование ими. Видимость объекта в темное время суток определяется яркостью дорожного покрытия и объекта восприятия, контрастностью этого объекта с дорожным покрытием. Улучшение условий движения ночью возможно путем осветления дорожных покрытий, маркировки проезжей части дороги, а также применения искусственного стационарного освещения. Однако стационарное освещение экономически целесообразно только на участках дорог с высокой интенсивностью движения (свыше 375 трансп. ед. в час), при подъезде к городам и населенным пунктам и на основных транспортных развязках. Освещение на остальных участках дорог сейчас и, скорее всего, в дальнейшем будет осуществляться осветительными приборами, устанавливаемыми на самом автомобиле (автономная система освещения).

Область видимости обстановки на неосвещенных участках дорог ограничивается зоной, освещаемой светом ваших фар. Хорошо отрегулированные фары при ближнем свете освещают дорогу на расстоянии до 45 м, а при дальнем около 100 м.

Поэтому:
– выбирайте такую скорость, при которой остановочный путь вашего автомобиля будет меньше этих расстояний;
– помните, с увеличением скорости расстояние хорошей видимости уменьшается: в дневное время на 6 м при увеличении скорости на каждые 15 км/ч, а при плохом освещении — еще больше.
Например, двигаясь ночью со скоростью 100 км/ч, вы будете видеть обстановку впереди на расстоянии на 25 м меньше, чем на скорости 30 км/ч.

nochnoe-vospriyatie-1

В темное время суток нарушается и глубинное зрение, т.е. способность определять расстояние до предметов и между предметами. Это затрудняет зрительную оценку скорости  движения автомобиля, в результате чего возникают ошибки водительского расчета.

При освещении дороги светом  фар ограниченность зоны видимости по ширине создает опасность наезда. Пешеход, приближающийся к границе светового конуса фар автомобиля, может долго не попадать в освещенную зону потому, что по мере приближения к полосе движения авто границы освещенной зоны также отступают, т.к. уменьшается ее ширина.

dvizhenie-peshehodov-v-zone-ne-osveshhennoj-farami-avtomobilya

Вследствие ухудшения видимости нарушается контрастность зрительного восприятия.  Человека в темной одежде можно увидеть только на расстоянии 25 м, в светлой — около 40 м. Это означает, что, двигаясь со скоростью более 40 км/ч, вы не сможете избежать наезда на пешехода, одетого в темную одежду, как бы умело вы ни тормозили. Поэтому на участках дорог, где большая вероятность появления пешеходов, скорость движения не должна превышать 40 км/ч.

Следует напомнить нашим читателям пункт 4.1 ПДД РФ При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Будьте заметными на дороге!
Вы можете пройти по ссылке и увидеть разницу зон видимости пешехода на дороге в темное время суток с и без светоотражателей.

svetootrazhayushhie-elementy

На зрительное восприятие в условиях плохой видимости оказывает влияние цвет дорожных знаков, сооружений и препятствий на дороге. Лучше воспринимаются в условиях плохой видимости объекты, окрашенные в светлые цвета.  Предметы, окрашенные в белый цвет, отражают до 90% света фар, а предметы темного цвета – лишь 5-7%. Соотношения яркостей препятствия и фона должно быть 1:2; 1:1,5. В этом случае препятствие будет значительно темнее или светлее фона. С целью лучшего восприятия препятствий на дорогах на них крепятся светоотражательные планки, а краевые полосы автомобильных дорог обозначаются  белыми полосами или катафотами.  Особенно важны эти обозначения на поворотах . С этой целью используются на транспортных средствах  световозвращатели, габаритные и сигнальные фонари. Правильная окраска и расположение дорожных знаков значительно улучшают их восприятие и распознавание.

Глаз человека способен работать в диапазоне от сумерек звёздной ночи до яркого солнечного дня. Ввиду резких колебаний освещенности в темное время суток необходимо знать о способности наших глаз приспосабливаться к зрительному восприятию при различных степенях освещенности.  Эта способность называется адаптацией.

Темновая адаптация (процесс приспособления зрения к темноте) длится 30-40 сек. иногда и несколько минут, световая может длиться несколько секунд.

В деятельности водителя наибольшее значение имеет темновая адаптация, которая происходит после ослепления глаз водителя ночью.

adaptatsiya-glaz

Время темновой адаптации увеличивается после 40 лет.

Около 15% всех ночных происшествий связано с ослеплением. Водитель, ослепленный дальним светом фар, начинает различать обстановку только через 7—8 сек, а некоторые люди могут хорошо видеть после ослепления только через 30–40 сек. Все это время водитель едет вслепую. Поэтому если вас ослепили, то включите аварийную сигнализацию и, не изменяя направления движения, остановитесь и не начинайте движение, пока зрение полностью не восстановится. При этом все время держите ногу на педали тормоза. Включенные сигналы стопов больше обезопасят ваш автомобиль.

Ослепление может быть нарастающим (на прямом участке дороге) и внезапным (на переломе профиля дороги или на повороте).
osleplenie-glaz

Низкая интенсивность движения ночью вызывает у водителя чувство ложной безопасности и самоуспокоенности. Появляется сонливость, вялость, замедляется восприятие дорожной обстановки, увеличивается время принятя решений, снижается внимание и готовность к действиям.

Информация, которую получает водитель в условиях плохой видимости, может носить искаженный, т.е. иллюзорный характер. Если передние фары бросают лучи слишком низко, создается впечатление движения по спуску. Неподвижный фонарь может быть принят за фару движущегося автомобиля. В последнем случае возникает автокинетическая иллюзия если ночью некоторое время смотреть на неподвижную светящуюся точку, то возникает иллюзия ее движения.

Работоспособность водителя по статистике имеет наибольшее снижение с 22 до 6 ч. Если при работе днём выраженное утомление возникает  в большинстве случаев через 7-8 ч., то ночью уже через 3-4 ч.

Для того чтобы снять усталость и улучшить зрение, перед поездкой надо:

– не находиться долго в ярко освещенном помещении;

– не читать книги и не разглядывать мелкие предметы;

– не находиться под воздействием громкого шума или громкой музыки;

– не смотреть телевизионные передачи или после их просмотра обязательно отдохнуть;

– съесть несколько кусочков сахара с лимоном или драже витамина С;

– выпить чашку крепкого кофе;

– в жаркую погоду съесть мороженое;

– в дороге чаще останавливаться, выходить из автомобиля и сделать несколько физических упражнений в сочетании с обтиранием лица и шеи холодной водой;

– сделать 20 глубоких вдохов и выдохов в течение двух минут, также помогает преодолеть сонливость и усталость.