Если бы молодость знала, а старость могла

то ни малый, ни большой возраст не был бы помехой для успешной работы. Но поскольку этого нет, то стоит поговорить о влиянии возраста и стажа работы на безопасность вождения автомобиля.

Нарушения ПДД по возростным группам

Данные Волгоградского государственного технического университета, 2012 г. Нажмите на изображение, чтобы изучить подробнее

Согласно исследованиям в группе молодых водителей ДТП (дорожно транспортные происшествия) и нарушений ПДД (правил дорожного движения) наблюдается гораздо больше, чем в группе старших по возрасту. Также наблюдается ухудшение показателей аварийности к 60 годам, чаще всего у мужчин. Это происходит из-за того, что идет  ухудшение таких качеств, как концентрация внимания, скорость реагирования, снижение работоспособности. Уменьшается сила мышц, рука не так тверда. Увеличивается время  реакции, уменьшается подвижность шеи, труднее становиться крутить головой. Все понемногу, а вместе – старость. Однако каждый водитель в этом возрасте по прежнему верит, что он такой же, как и 25 – 30 лет назад, подвижный, быстрый, внимательный, сильный, умелый, и его уже не переубедишь, ему не объяснишь, что уже и он стал не тот, и дорожное движение вокруг стало более напряженным и «резким».

С возрастом связанно не только число дорожных происшествий, но и тяжесть их исходов. Так, смертельных исходов явно больше у водителей в возрасте до 25 лет и ближе к 60-ти. Эта закономерность проявляется как у мужчин, так и у женщин. Среди молодых людей наиболее распространенное нарушение – превышение скорости, рискованный стиль вождения. Водители предпенсионного возраста часто не справляются с управлением.

Дорожные происшествия

 

 

Первый пик аварийности

приходится чаще всего на первый год вождения и связан с неопытностью, а поскольку на этой стадии освоения профессии оказываются в основном молодые люди, то этот первый год является опасным вдвойне.

 

чрезмерный юнешеский задор  + недостаток опыта = всплеск аварийности

 

 

Второй пик аварийности

имеет иную психологическую природу. На 5-6 году вождения автомобилем происходит утеря бдительности.  К этому времени у водителя формируются довольно устойчивые профессиональные навыки. Он уже знает, чего надо остерегаться, что менее опасно. У него возникает уверенность в своих возможностях работать надежно и безопасно. Это приводит к снижению внимания, осторожности, осмотрительности в работе, т. е. идёт утеря бдительности. Образно выражаясь, человек переходит с техникой на «ты», проявляя явную неосторожность, в то время как его не столь уж большой опыт еще не дает ему на это право. За подобную переоценку своих возможностей и чрезмерную самоуверен­ность  ему  нередко   приходится  дорого  расплачиваться. Второй пик аварийности особенно ярко проявляется у специалистов с хорошей подготовкой, высоким уровнем интеллигентности, положительно от­носящихся к своему труду. У таких людей довольно рано возникает уверенность в себе, порой даже некоторая беззаботность,  представление,  что им все «по плечу». Формула такова:

 

потеря бдительности + личная переоценка = ДТП

 

Наши опыт и исследования показывают следующее

10 самых распространённых ошибок молодёжи за рулём:        Молодеж за рулем
1. Невнимательное вождение
2. Рискованное поведение за рулём
3. Высокая скорость
4. Переполненный салон автомобиля
5. Вождение в нетрезвом виде
6. Несоблюдение дистанции
7. Игнорирование ремня безопасности
8. Неправильное поведение в экстремальных ситуациях
9. Вождение в  состоянии утомления
10. Выбор в пользу более скоростного, но менее безопасного автомобиля

Рассматривая влияние профессионального стажа на безошибочность работы водителей. Здесь наиболее важно не то, как долго человек работает, а то, как часто он ездит. Для приобретения устойчивых навыков и умений вождения автомобиля требуется 5-6 лет интенсивной езды (67% всех ДТП приходится на водителей со стажем менее 6 лет). Большинство ошибок совершают в результате отвлечения от управления, нарушения внимания, неправильно принятых решений. Из числа водителей выделяют особую группу людей, травматизм которых связан с низкими профессиональными качествами. В этой группе оказываются люди с достаточно большим общим трудовым стажем. Их называют «перелетные птицы» они часто меняют место работы. На каждой новой работе они оказываются на первом пике травматизма. Сменив много мест работы и накопив солидный трудовой стаж, они считают себя опытными работниками. Поэтому при приеме на работу, нужно особо опасаться такой категории людей.

Замечено, что серьезные ошибки в труде нередко возникают при выполнении посторонних работ (как говорится «левых»), когда люди используют государственную технику, транспорт в личных целях для получения дополнительного заработка.  Исследования показывают, что именно при таких работах нередко возникают несчастные случаи с самыми тяжелыми последствиями. Выполняя подобные незаконные работы, люди обычно стараются сделать их незаметно для руководства, спешат, волнуются, вот и создается особенно благоприятная почва для возникновения ошибок и происшествий.

На ком как не на водителе целиком лежит ответственность за принятие решения об употреблении алкоголя за рулем и выборе скоростного режима. Статистика такова, что значительная часть аварий происходит на малых скоростях, и по большей части дело обходиться вызовом технической помощи. На больших же скоростях – вызовом скорой помощи.

Основные причины ДТП

  • 1-я категория ДТП когда не хватает сантиметров. Самые распространенные ДТП – царапина, вмятина крыла, двери, капота или багажника, когда вам не хватило в железном движущемся потоке буквально нескольких сантиметров, чтобы разойтись мирно.
  • 2-я категория ДТП когда не хватает метра и более. Для того чтобы ездить безаварийно, надо всегда, каждую секунду езды, руководствоваться единственным правилом «всех времен и народов» – думай за дураков! «Я не видел», «Он не видел», «Я думал, что он видит», «Что он поедет туда, а он поехал сюда».
  • 3-я категория ДТП: слишком высоки скорости. Самые страшные аварии случаются на шоссе, где высоки скорости. Умение правильно выбрать скорость – величайший талант и счастье водителя, который наверняка умрет своей смертью. Скорость не смертельные городские ошибки на шосс превращает в смертельные.

Хочется сказать, что от попадания в ДТП никто не застрахован. Можно быть отличным водителем, прекрасно управлять автомобилем в экстремальных условиях на каком-нибудь полигоне, а в один прекрасный момент просто не успеть отреагировать на чью-то невнимательность и разбить свою «ласточку». Ведь умение не «въехать» в кого-либо – это ещё не главное. Главное – это умение сделать так, чтобы не «въехали» в Вас.

Американские медики в течение многих лет изучали влияние скорости на психику человека и пришли к заключению, что скорость самый опасный враг человека. Она воздействует на человека на клеточном уровне и разрушает его ощущение времени. И если это так, то доли секунд за которые водителю нужно принять правильное решение, не оставляют ему шанса. Его действия не адекватны секундам. Он оказывается в искаженном виртуальном времени.

Рекомендации психолога  

  1. ПДД нужно не только знать, но и грамотно их использовать на практике.   Прочие опасности
  2. Будьте, уверены, но не самоуверенны в своих способностях.
  3. Выйдите из состояния войны с окружающим миром, поскольку раздражительность и агрессия – симптомы перенапряжения. Ограничьте пребывание за рулем в сильно возбужденном эмоциональном состоянии. Научитесь приемам саморегуляции (дыхание и аутогенная тренировка), это поможет Вам управлять эмоциями и безопасно передвигаться по городу.
  4. Уважайте других участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов, водителей других машин и т.д. – это залог того, что управление автомобилем доставит Вам удовольствие.
  5. Будьте предельно собраны и дисциплинированы. Внимание – самый важный фактор в меняющемся потоке дорожных знаков, перекрестков, скоростей.
  6. Когда отметка в техническом паспорте соответствует реальному положению дел – отсутствует тревожность и беспокойство – «Как бы чего не случилось». Будьте уверены в технической исправности своего транспортного средства – это немаловажный фактор для общей уверенности при управлении автомобилем.
  7. Откажитесь от алкоголя, химических стимуляторов, медицинских препаратов влияющих на изменение протекания психических процессов в организме и искажающих их. Либо все же принимая, возьмите за правило «не садиться за руль транспортного средства».

 

С уважением,
Психолог ООО “Оренбургский УКК”
Кузнецова Ольга Александровна

Позвоните нам и мы ответим на все ваши вопросы!

+7 (3532) 251-007

Оператор справочной службы работает с 9.00 до 18.00
(вне рабочее время оставьте сообщение на автоответчик и наш администратор обязательно вам перезвонит)